İran kimi bişərəf sayır? - VAHİD MUSTAFAYEVİN YAZISI

Sözsüz ki, heç bir insan özünü bişərəf hesab etmir və əksinə, onun özünün bişərəf hesab etdiyi insanlar mövcuddur. Eyni zamanda, onlar tərəfindən bişərəf sayılanlar özlərini yox, digərlərini bişərəf hesab edən andan dairə bağlanır və məntiq "təkərə” düşür.


NƏ BAŞ VERİB?


15 Noyabr 2019-cu idə İran ərazisində hökumət yanacağa olan qiymətləri iki və bəzi hallarda üç dəfə qaldırdı. İranda bu gün yanacaq iki cür satış edilir:


1. Kartı Suxt – yəni əhalinin yoxsul təbəqəsinə dövlət tərəfindən verilən güzəştli yanacaq təminatı, yəni ayda cəmi 60 litr benzin 700-800 Tüməndən (0,11 AZN) 1500 Tümənə (0,23 AZN), yəni təxminən 2 dəfə qaldırılıb.


2. Sərbəst alışda ola yanacağın qiyməti isə 1000 Tüməndən (0,15 AZN) 3000 tümənə (0,46 AZN), yəni üç dəfə qaldırılıb. Bu da öz növbəsində onsuz da son devalvasiyalardan sonra çətinliklə yaşayan İran xalqına ciddi problemlər "vəd edir”, ona görə ki, benzinin qiymətinin qalxması ilə bütün gündəlik tələbat mallarının da qiymətinin qalxacağı bəllidir. Sözsüz ki, hökumət bu addımı xoş halına görə atmayıb. 

İllər boyu bütün dünya ölkələri tərəfindən embarqo qoyulan və bu səbəbdən neft-qaz kimi təbii sərvətlərini məcburən ucuz və ya barterlə satan, Livanda Şeyx Nəsrullahdan tutmuş, Suriyada Əsəd hökumətinə qədər daim şiəliyə maliyyə dəstəyi verən, bu səbəbdən silah istehsalı və nüvə araşdırmalarına ciddi maliyyə sərmayələri yatızdıran, adı çəkilən səbəblər ucbatından son illər ciddi iqtisadi böhran yaşayan İran hökuməti mövcud büdcə kəsirlərini bağlamaq üçün bu günə kimi bütün mövcud reanimasiya yollarından istifadə etmiş və əlacsız qalaraq ictimai protestlərə səbəb ola biləcək qərarlara imza atması ilə vəziyyətin həddindən pis olması haqda bütün dünyaya məlumat verdi.

 


 
Xalqın reaksiyası özünü çox gözlətmədi – günün sabahı cəmiyyətin fəal hissələri çölə çıxdı, ilk olaraq sosial şəbəkələr vasitəsi ilə razılaşdırılmış aksiyaya start verildi – İnsanlar maşınları ilə yola çıxdılar və etiraz əlaməti olaraq bir anda hamı maşınını söndürərək onları yolun ortasında qoyub getdilər. Bu İran üçün yeni texnologiya idi, lakin ilk anından işlədi. İranın əsas şəhərlərində nəqliyyatın hərəkəti iflic oldu! Əsas infrastruktur yollar fəaliyyətsiz qaldı. Bunun nəticəsində polis, ordu hissələri və yanğınsöndürən maşınların lazımi istiqamətlərə hərəkətləri məhdudlaşdı və bu, mitinqçilərə mobilizə edilməyə və istədiyi yerlərdə toplanmağa geniş imkanlar yaratdı. Bu müddət ərzində ara küçələrdə boş qalmış ərazilərə yuk maşınları ilə torpaq və çınqıl gətirilərək, şəhərlərdə hökumət strukturlarının nəqliyyat rabitəsi tam iflic vəziyyətə salındı. Vacib vasitələrdən məhrum qalmış güc strukturları yol infrastrukturunu bərpa etmək üçün mitinqçilərlə münaqişəyə girdilər. 

Ciddi etirazla qarşılaşan polis və digər güc strukturları atəş açmağa başladı. Həmin "Qan” faktoru əmələ gəldi və bu anadək İranda son qarşıdurmalarda onlarla adam həlak olub. Qarşıdurmalarda azı 4 nəfər Kərəc, 1 nəfər Şəhriyar, 1 nəfər Kermanşahan, 1 nəfər Şiraz, 1 nəfər İsfahanda və s. güllə yaralarından həlak olub. Adı çəkilən "Qan” faktoru izdihamın məcrasını çox tez dəyişdi. Benzin məsələsi qaldı kənarda və başda Ayətullah Xomenei olmaqla, prezident Ruhani və bütün hökumətin istefa tələbləri yayılmağa başladı. Yüksək sürətlə ayrı-ayrı şəhərlərdə eyni şuarlar səslənməyə başladı.
Əvvəlcə "Bişərəf”, "Xomeneiyə ölüm” və "Top, Tufəng, Fiş-Fişi – Axund Bayed Qom Beşe” – bir sözlə, dini hakimiyyətə müxtəlif formalarda istefa tələbləri səslənməyə başladı. Hökumət tərəfi də hücuma keçdi – əvvəlcə Milli Televiziya vasitəsi ilə İranın Dini lideri Ayətullah Xomenei çıxış etdi və bütün bu bəlalarda üçüncü qüvvələri və İranı sevməyən, başda ABŞ olmaqla digər ölkələri günahlandırdı. 

Şəhər və küçələrdə qanunsuz toplaşanları İran xalqı yox, "Quldurlar və Bişərəflər toplusu” adlandırdı və onlara qarşı ciddi tədbirlərin görüləcəyini vəd etdi. Eyni zamanda polisin və "Ettelaat”ın birgə səyləri nəticəsində meydanlara yığışanların telefonlarına aşağıdakı məzmunda mesajlar yollanıldı: "Həmşəhərlilər, meydanlarda icazəsiz toplaşmaq, ictimai qaydaları pozmaq, dövlət və ya özəl əmlakı sıradan çıxarmaq və ya ona od vurmaq qadağandır. Xahiş olunur, bu əməllərdən uzaq olun və dost, tanış və qohumlarınızı da bu əməllərdən uzaq tutun. Əks halda sizə qarşı ciddi və qanunla nəzərdə tutulmuş cəzalar tətbiq olunacaq!”.
Digər fərdi sms-lərdə deyilirdi: "Biz dövlətə qarşı qanunsuz hərəkətlərdə sizin iştirak etdiyinizi gördük, ciddi nəzarət altındasınız və cəzalandırılacaqsınız”. Bu mesajların kimin və ya hansı təşkilat tərəfindən yollanılması araşdırılmadan hökumətin bu cür rəftarı küçələrə benzin problemini həll etmək üçün yığışanların əhval-ruhiyyəsinə daha çox "benzin əlavə etdi” və millət "Reza şah, ruhun shad olsun!” kimi şüarlar səsləndirməyə başladı. Böyük şəhərlərdə dini rəhbər Ayətullah Xomeneinin təsvirlərini və plakatlarını "Ağamız od tutub yandı!” şüarları ilə yandırmağa başladılar. 

Hökumət qüvvələri Buşehr şəhərində toplaşanları suvuran maşınlarla dağıtmağa başladı. Təbrizdə də mülki geyimli polislər (libas-şəxsi) meydanlarda insanlara qarşı təcavüz edib, onları tutaraq maşınlara basıb naməlum istiqamətlərdə aparmağa başladılar. Bunun nəticəsi olaraq, küçələrə çıxmış narazı kütlə dovət təşkilatlarına, banklara, yanacaqdoldurma stansiyalarına od vurmağa başladı, dükanlar qarət edildi…
Bəzi şəhərlərdə iş o yerə çatdı ki, izdihamçılar odlu silahdan istifadə edərək polislərə atəş açdılar və polislər də mövqelərini atıb qaçmaq məcburiyyətində qaldılar. Hələ İranın bəzi şimal regionlarında qar yağmasına və soyuq hava şəraitinə baxmayaraq, etirazların qarşısını almaq mümkün olmadı. İzdihamçıların bu hərəkətlərinə qarşı hökumət yalnız interneti söndürməklə duruş gətirə bildi…


DÜYÜNLƏR…


İran hökumətinin bu günə qədər bütün dünyaya duruş gətirməsi həm də ondan danışır ki, İranın güclü analitik və siyasi proqnozlaşdırıcı qurumları mövcuddur və onlar İraq, Liviya, Suriya və vətəndaş müharibəsinə uğramış digər ölkələrdən fərqli olaraq bu günə qədər stabilliyi qoruyub saxlaya bilib. Eyni zamanda, İranın dünya səviyyəsinə cavab verən xüsusi və gizli orqanları var ki, onlar da daim həm daxili, həm də xarici kəşfiyyatla məşğuldur və vəziyyəti nəzarətdə saxlamağa çalışırlar. Bəs onda necə oldu ki, bu hadisə baş verdi? Bir necə versiya var:
1. Hökumət benzinin qiymətini üç dəfə qaldırmaqla, mövcud iqtisadi problemini həll edir və eyni zamanda cəmiyyətdə narazı kütlələri və onlara rəhbərlik edən strukturların aşkarlanması və onların müxtəlif yollarla zərərsizləşdirilməsi üçün özünə əlverişli imkan yaradır. Beləliklə, bu əməliyyat nəticəsində bir çox "azadlıq aşiqləri” və dini hökümətin əleyhdarlarını bir zərbə ilə şəhərlərdə asayişi pozmaq, dövlət əmlakına zərər vurma və s. kimi ittihamlarla uzun müddətə zindana atmaq mümkündür. Və bu arada adı çəkilən binaların əslində kimin tərəfindən yandırılması maraq kəsb etməyəcək. Yəni bunu edənlərin palitrası hökumətin xüsusi xidmət əməkdaşlarından tutmuş, ağılsız dəliqanlılara qədər dəyişə bilər. 

2. İddia edilən İranın Səudiyyə Ərəbistanının neft infrastrukturuna, dənizdə gəmilərə son hücumları, Amerika və Avropanın neft ixrac edən müttəfiqlərinin öz enerji infrastrukturlarını gələcək hücumlardan müdafiə etmək üçün qambit partiyası ola bilər. Amma eyni zamanda İranın regiondakı bu cür təhlükəli və ABŞ, İsrail və Avropa ilə radikal çəkişmələrə daxil olması baş verən son hadisələri əks-qambit partiyasının olmasını da istisna etmir. Bu məntiqlə həm ABŞ, həm də Avropanın möhkəm əlaqələri olan və bir neft istehsalçısı kimi Səudiyyə Ərəbistanı əsas hədəf ola bilər.


3. Bu xarici xidmətlər tərəfindən illərlə hazırlanan bir cərəyandır və nəticə olaraq bunu yenə də hökumətdə oturan məmurlar benzinin qiymətinin qaldırılması yolu ilə edib və küçələrdə hazırlanmış dəstə başçıları tərəfindən həyata keçirilir.


4. İllərlə qadağalardan bezmiş, mövcud rejimin əsla heç bir islahat etmək niyyətinin olmadığını dərk edən və ya edilən islahatlar nəticəsində heç dəyişməyən vəziyyətlə barışmayan, tamamilə nəzarət altında olan və müstəqil olmayan media və məhkəmələr, dünya mədəniyyəti və müasir texnologiyalara inteqrasiya etmək istəyən yeni nəsil təmsilçiləri benzinin qiymətinin qaldırılmasını "bayraq edərək”, küçələrə düşüb rejimi dəyişmək üçün bir fürsət kimi istifadə edə bilərlər. Lakin hadisələrin axınına nəzarət edərək, hələlik heç bir liderin aşkar olunmadığını müşahidə etmək olar. Ya o, yoxdur, ya da onun yoxluğu planın tərkib hissəsidir.


İRAN-AZƏRBAYCAN MÜNASİBƏTLƏRİ


Azərbaycanın İranla münasibətləri xüsusilə 1992-ci ildə prezident Əbülfəz Elçibəyin "Bizim iki düşmənimiz var - şimalda Rusiya və cənubda İran” bəyanatından sonra korlandı. İran siyasi liderləri ya Azərbaycana revanşist iddialarla müraciət etdilər və ya əksəriyyəti şiə olan azərbaycanlıları dünyəvi hökumətlərini devirməyə və bunun əvəzinə İranın siyasi modelini qəbul etməyə çağırdılar. 1993-cü ildə Heydər Əliyevin hakimiyyətə gəlişindən sonra təhlükəsizlik zərurətləri onun daxildə ciddi dünyəviliyə və xarici siyasətdə qərbyönümlü cərəyana getməsinə səbəb oldu.


İran və Rusiya müttəfiqləri olan Ermənistanla, Azərbaycan isə Türkiyə ilə yaxın müdafiə əlaqələri qurmağı seçdi. Digər tərəfdən, Azərbaycandakı bəzi müstəqil siyasətçilər İranın şimal-qərbində yaşayan etnik azərbaycanlıları İrandan ayrılmağa və şimaldakı etnik əmiuşaqlarına qoşulmağa çağırdılar. İran və Azərbaycan mübahisəli dəniz sərhədləri üzərində Xəzər dənizində təhlükəli hərbi qarşıdurmaya qədər yaxınlaşdılar.
İranın "Sabah” TV kanalı hər gün Azərbaycan və onun rəhbərliyinə qarşı verilişlər təşkil edir və hətta Azərbaycan dilində olan verilişlərində latın yox, kiril əlifbasından istifadə edir. Onlarla bu sahədə mübarizə edən Azərbaycanın müstəqil TV Kanalı ANS-in rəhbəri Vahid Mustafa yevi yəhudi adlandırır. 2011-ci ildə iranlı general bütövlüklə Azərbaycanı "İsrailin forpostu” adlandırır və bundan sonra İranın müxtəlif şəhərlərində, məscidlərdə keçirilən xütbələr zamanı mollalar tərəfindən Azərbaycan və onun siyasəti pislənilirdi. 2013-cü ildə İranda prezident Həsən Ruhaninin hakimiyyətə gəlməsi ilə Azərbaycanla İran arasında münasibətlər xeyli yaxşılaşdı. 

Azərbaycanın müstəqil televiziyası olan ANS İranda müxbir məntəqəsi açmağa müvəffəq olur və dünyanın heç bir ölkəsinə icazə verilməyən videoçəkilişlərə lisenziya alır. ANS-in müdafiə xarakterli verilişləri və Azərbaycan diplomatlarının səyləri nəticəsində İranda həbs olunmuş Azərbaycan elm xadimləri azad olunur. İran şirkətləri Azərbaycana böyük sərmayələr yatırır, iranlılar və azərbaycanlılar bir-birlərinin ölkələrinə ən çox qonaq gedib-gələnlər arasındadır. Hər iki tərəf Xəzər dənizindəki sərhədini cidd-cəhdlə qoruyur (baxmayaraq ki, sərhədlər hələ də Tehran tərəfindən təsdiqlənməyib). Bu da öz növbəsində Azərbaycanın dəniz enerji sənayesinə investisiya yatırmaq istəyən hər hansı bir beynəlxalq neft-qaz şirkətinə güvən verir.


PROQNOZLAR…


Amma İranda inqilabi tendesiyalar və ya hansısa çaxnaşmaların cərəyanı hər şeydən əvvəl İrana, ondan sonra Azərbaycana, ondan sonra regiona və bütün dünyaya ciddi problem yarada bilər. Sözsüz ki, İran nə İraq, nə Yəmən, nə də Suriyadır. İran güclü dövlətdir və regionda özü siyasət diqtə edir.
Məsələn, İranın sayəsində və Şeyx Nəsrullaha verdiyi maliyyə və hərbi dəstəyə görə 2006-ci ildə İsrail ordusu Livana daxil ola bilmədi, məhz İranın sayəsində indiyədək Suriyada Bəşər Əsəd hökuməti hələ də fəaliyyət göstərir. İran bu gün də qlobal enerji bazarını pozmaq üçün əlində olan bütün strateji vasitələrə malikdir. Bakı-Tbilisi-Ceyhan boru kəmərinin başlanğıc nöqtəsi kimi Azərbaycan, ABŞ-ın Avropanı Rusiyanın enerji ixracatından asılı vəziyyətdən çıxartmaq planı üçün açardır. İran tərəfindən maliyyələşdirilən Azərbaycanın bəzi enerji infrastrukturuna, istər Xəzərdə, istərsə də Gürcüstanın qeyri-sabit cənub bölgələrindən keçən neft-qaz boru kəmərlərinə hücumları bu planları ciddi şəkildə poza bilər və Rusiyaya xeyir verə bilər. Baxmayaraq ki, Azərbaycan hökuməti müntəzəm olaraq qatı şiə qruplaşmaları ilə mübarizə aparır, İran öz növbəsində, yenə də 90-cı illərdə olduğu kimi, Qafqazda qatı dindar cərəyanları adından Azərbaycan və Gürcüstanın daxili işlərinə müdaxilə edə bilər.
Bundan əlavə, İranın ənənəvi müharibə strategiyası - Yaxın Şərqdə yerli döyüş dəstələrinin yaradılması, maliyyələşdirilməsi və təlimləri Qafqazda da yayıla bilər. Unutmaq lazım deyil ki, İran hələ də Xəzər dənizinin sahilləri ilə dövlətlərin müvafiq dəniz sərhədlərini demarkasiya etmək üçün imzaladığı "Xəzərin hüquqi statusu haqqında” Konvensiyanı ratifikasiya etməmiş yeganə ölkədir. Bu, rəsmi Tehranın Azərbaycan iqtisadiyyatını və dəniz təhlükəsizliyini həmişəlik həyəcanda saxlamaq strategiyası ola bilər. Lakin sadalanan təhlükələrin hamısı İranın əmin-amanlıq şəraitində həyata keçirə biləcəyi təhlükələrdir, qeyri-stabil vəziyyətdə bu təhlükələrə digər, proqnozlaşdırıla bilməyən ekstseslər baş verə bilər…
İranda çaxnaşmalar davam etsə, Suriyadakı kimi qaçqınlar ordusu yarana bilər və aydındır ki, iranlılar üçün regionda miqrasiya üçün ən əlverişli yer Azərbaycan seçiləcək – eyni mədəniyyət, din, adət-ənənə və bir çox hallarda dil. Allah eləməsin, İranda qardaş müharibəsi başlasa, Azərbaycan istəsə də bu hadisələrdən kənarda qala bilməyəcək.
Xatırlayıram, 1-ci və 2-ci Çeçen müharibələrində bütün yaralı mücahidlər və ümumiyyətlə bütün qaçqınlar Azərbaycanda məskunlaşmışdılar. Yəqin ki, xatırlayırsınız - o zamanlar çeçenlər hər yerdə idilər, bazarlar, xəstəxanalarda, küçələrdə, hətta hamamlarda… İndi isə müqayisə edək – Çeçenistan əhalisi cəmi 1 mln. 500 mindir – İranın əhalisi 83 mln. Kimsə hesab edirsə ki, inqilabi yolla və mövcud rejim devriləndən sonra İranda əmin-amanlıq olacaq – böyük səhv edir. Mən, son 30 ildə dünyada baş verən bütün münaqişə və inqilablarda iştirak edən adam kimi 100% zəmanət verə bilərəm ki, vəziyyət yaxşıya yox, daha da pisə doğru dəyişəcək. Belə ki, misal üçün, inqilab zamanı olduğum və reportajlar etdiyim Liviyanı misal gətirə bilərəm:
1. Liviyanı birləşdirən Müəmmar Qəddafidən sonra ölkə bir neçə hissəyə bölündü və bu gün hər hissəyə fərqli qruplaşmalar nəzarət edir.

2. Devrilmiş Müəmmar Qəddafi zamanında 1 litr benzin 0,23 AZN idi – bu gün bu rəqəm 4 dəfə bahalaşıb.

3. Nikah bağlayan hər ailəyə ev almaq üçün dövlət 64000 USD verirdi - bu gün bu imtiyazlar ləğv olunub.

4. Təhsil və səhiyyə tamamilə təmənnasız idi – indi səhiyyə pulludur, məktəblərin 70%-i işləmir, işləyənlər isə pulludur!

5. Hər bir ailə üzvünə dövlət hər il 1000 USD təzminat verirdi – bu gün bu imtiyazlar ləğv olunub.

6. İşsizliyə görə təzminat 730 USD idi - bu gün bu imtiyazlar ləğv olunub.

7. Xəstəxanada tibb bacısının maaşı 1000 USD idi – bu gün bu rəqəm orta hesabla 170 USD təşkil edir.

8. Hər yeni doğulmuş uşağa görə 7000 USD təzminat verilirdi - bu gün bu imtiyazlar ləğv olunub.

9. Şəxsi biznes quranlara 20000 USD maddi dəstək verilirdi - bu gün bu imtiyazlar ləğv olunub.

10. Və sair və ilaxır.

Yadımdadır ki, Benqazi şəhərində (Liviya) inqilabçılardan götürdüyüm müsahibələrdə bütün respondentlərim inqilabdan sonra Liviyada həyatın daha da yaxşı olacağını fərz edirdilər. Lakin, gördüyünüz kimi, nəsə "düz getmədi” və ümidlər gerçəkləşmədi!
Odur ki, dua edək, İranda vəziyyət normal məcraya gayıtsın və in şa Allah, hökumət bu dəfə səhvlərini anlayaraq müəyyən güzəştlərə getməyi planlaşdırsın - əks halda, bu cür hadisələrin daha ciddi təşkilatlanmış formada təkrar olunmaq ehtimalı çoxdur! 


Müəllif: Vahid Mustafayev

 

20 Noyabr 2019, 14:45   
loading...
Ən çox izlənənlər
Xəbərlər

Новости

Tesla:Представила новый грузовик

В четверг вечером в 11 вечера по восточному времени Элон Маск появится на сцене в дизайн-центре Tesla в Лос-Анджелесе, чтобы рассказать о продукте, который ему больше всего нравится: первый электрический пикап Tesla. И в то время как генеральный директор дразнил грузовик в течение шести лет, с каждым разом нарастая ажиотаж, еще не очень ясно, что в магазине. В отличие, скажем, от модели Y, показанной ранее в этом году, Маск сыграл эту игру несколько ближе к груди. Да, Маск сказал, что черпал вдохновение из Blade Runner в разработке грузовика. Он также называется (или, по крайней мере, под кодовым названием) «Cybertruck», с соответствующим научно-фантастическим стилем, гласным логотипом для загрузки. У нас есть приблизительное представление о некоторых характеристиках, которые будут предложены. И мы знаем, что он хочет объединить производительность на уровне Porsche с полезностью, которая делает Ford F-150 похожим на грузовик Tonka. Что касается того, на что это похоже, все же все еще в темноте. Мол, в буквальном смысле - Тесла выпустил только несколько по-настоящему темных изображений для грузовика. Пикапы в настоящее время являются самым быстрорастущим сегментом в США, и они, как правило, продаются по невероятно высоким ценам. Даже в условиях прямой конкуренции со стороны признанных игроков (таких как предстоящий Ford F-150) и новичков (например, Rivian) в пикапах можно заработать кучу денег. Выход на рынок кажется Тесле легкой задачей, особенно потому, что компания по-прежнему ищет устойчивую прибыльность. «Пикапы продаются как горячие пирожки, и на них делают много денег» Конечно, нет ничего проще, когда речь идет о Тесле. В 2018 году Маск сказал, что ему все равно, будет ли человек шокирован из-за футуристического дизайна грузовика, который является интересным способом продажи автомобиля. Однако он быстро отступил и сказал, что в конечном итоге хотел бы убрать бензиновые и дизельные грузовики с дороги. И в том же интервью Маск также сказал, что Тесла в будущем даже подумает о создании более обычного пикапа, чтобы удовлетворить более широкую клиентскую базу. Другими словами, Маск выдвинул так много разных идей для пикапа Тесла за эти годы, что вечер четверга, по крайней мере, обеспечит некоторую желаемую ясность. И, несмотря на послужной список Tesla по несоблюдению сроков и ранним проблемам производства, лидерство компании в области технологий для электромобилей гарантировало, что все, что обнаружит Маск, предназначено для того, чтобы люди стали эталоном, когда они оценивают первые электрические пикапы на рынке. Один из немногих мутных рендеров пикапа Cybertruck. Характеристики и цена Маск дал примерную цену за стартовую цену Cybertruck.В июне 2019 года генеральный директор Tesla заявил, что грузовой автомобиль будет стоить «менее 50 000 долларов», и между стартовой ценой седана Model 3 (в настоящее время - 39 400 долларов США) и седана Model S (в настоящее время - 79 990 долларов США). Это также примерно такая же цена, как и у дальнобойной версии кроссовера внедорожника Model Y (48 000 долларов), который будет выпущен в конце 2020 года, хотя в конечном итоге Tesla планирует продать более дешевую модель с более короткой дальностью примерно за 39 000 долларов. «Максимальная стартовая цена - 49 000 долларов. В идеале меньше, - сказал Маск о грузовике в начале этого года. «Это просто не может быть недоступным. Это должно быть чем-то доступным ». «Ожидайте стартовый ценник около 50 000 долларов, с более дорогими вариантами» Маск также сказал, что базовая модель будет оснащена установкой с двумя двигателями (то есть полный привод станет стандартным) и динамической подвеской, которая автоматически регулируется в зависимости от того, какой вес перевозит грузовик. Он также утверждал, что будет версия грузовика, который преодолеет расстояние от 400 до 500 миль, а это означает, что более доступная базовая модель может приблизиться к 300 милям. Тем не менее, Tesla смогла выжать все большее расстояние из аккумуляторов, которые она уже поставляет, и она также вышла на рынок и приобрела две компании по производству батарей в этом году. Не исключено, что к моменту отправки базовый пикап сможет пробежать более 300 миль. В четверг мы узнаем, будет ли Тесла выпускать версии грузовика с большими кабинами или совершенно разными уровнями комплектации. Как правило, автомобили Tesla получают лучшую производительность и диапазон, поскольку они становятся более дорогими. Но самые дорогие модели не больше и не отличаются от дешевых версий. Тем не менее, это не относится к большинству пикапов, которые бывают самых разных размеров и обладают широкими возможностями настройки. По словам Джессики Колдуэлл, исполнительного директора компании Edmunds, Джессика Колдуэлл, получившее в результате дерево решений, является частью того, что заставляет покупателей тратить гораздо больше на пикапы. По словам Колдуэлла, Tesla не нужно копировать эту книгу для продажи грузовиков, но это поможет клиентам, которые в противном случае могут купить F-150. «Еще больше покупателей грузовых автомобилей для отдыха захотят использовать это в качестве своего ежедневного водителя, поэтому они будут хотеть все удобства. Они будут ожидать от Tesla чистого, классного дизайна, но хотят, чтобы вещи, которые они получили в другом грузовике, - говорит Тайсон Джомини, вице-президент по аналитике данных и аналитики в JD Power. «Люди готовы тратить на этот сегмент, чтобы перевезти свои игрушки, чтобы поддержать образ жизни. Это очень дорогой сегмент, где сладкое место Теслы ». «Люди готовы тратить на этот сегмент для перевозки своих игрушек."" Маск написал в Твиттере, что у грузовика будут запирающиеся шкафчики, а также розетки на 240 В для использования «мощных инструментов в поле весь день» с «необходимым генератором. Мы также можем увидеть функциональность Autopilot, потоковую передачу мультимедиа из Spotify и Netflix, а также другие аналогичные функции программного обеспечения, которые есть на нынешних автомобилях компании. В четверг стоит обратить внимание на то, будет ли Tesla предлагать расширенную версию кабины или другие, более типичные комплектации пикапов. Самым сногсшибательным числом, которое Мускус выбросил о Cybertruck, было предположение, что у него будет буксировочная способность в 300 000 фунтов. Это будет на порядок лучше по сравнению с мощностью буксировки большинства пикапов на рынке. Даже самые медленные машины Теслы все еще довольно быстрые. Но смешивание всего, что отдаленно напоминает такие возможности, может сделать Cybertruck чем-то, что даже самые лояльные покупатели грузовиков перестанут рассматривать. <Сердечный» дизайн> Опять же, мы действительно в неведении, но Маск сказал, что Cybertruck будет «по-настоящему футуристичным киберпанком, пикапом Blade Runner». Он назвал дизайн «душераздирающим» и сказал, что проект его « из всех тех, над которыми работает Тесла. «Я ожидаю, что он будет более пышным и изящным, чем то, что мы видим из Детройта, который является таким дерзким, на ваш взгляд, дизайном с большой решеткой», - говорит Джомини. «Мы знаем, что это определенно не будет выглядеть как Сильверадо», - говорит Колдуэлл. «Это определенно не будет похоже на Сильверадо». Маск предположил, что дизайн грузовика может быть слишком далеким для обычных покупателей, но Колдуэлл предполагает, что бум продаж грузовых автомобилей, возможно, выделил место для такой компании, как Tesla, чтобы попробовать что-то новое. Она также указывает, как такие игроки, как Ford, успешно внедряют на рынок новые идеи, которые когда-то казались самостоятельными, например, полностью алюминиевый корпус или двигатель EcoBoost меньшего размера. «Я думаю, что Тесла - своего рода уникальная позиция, в которой они могут стать пикапом против пикапа, потому что им не обязательно придерживаться той же формулы, которую люди использовали в прошлом», - говорит она. «Я думаю, что покупатели пикапов, вероятно, более гибки, чем мы думаем». Своего рода демонстрация Тесла обычно предлагает поездки на прототипах автомобилей, которые дебютируют на этих мероприятиях. И согласно приглашениям, которые были разосланы, предполагается, что это будет открытая часть мероприятия, так что, возможно, посетители получат такой шанс. Но Маск так рекламировал предполагаемые рабочие характеристики пикапа Tesla за последние несколько лет, что трудно представить, что он не воспользуется возможностью провести какую-то демонстрацию."Мускус продемонстрирует якобы огромную буксирную способность грузовика?" Если это так, то имеет смысл, что он сосредоточится на буксировочной способности. И если Маск действительно хочет показать, как Cybertruck превосходит F-150, он подключит это к чему-то по-настоящему массивному и потянет его вниз по дороге, обычно используемой для тестовых поездок перед штаб-квартирой SpaceX. Может быть, у него будет грузовик, буксирующий Tesla Semi с прицепом, с F-150. Или, может быть, он привязывает ракету Falcon 9 к огромному планшету и тащит его на несколько сотен футов. В любом случае, вечер четверга - его первый шанс подтвердить все свои разговоры о F-150 с помощью каких-то действий. И со своей стороны, Ford уже показал свой предстоящий электрический F-150, буксирующий поезд на миллион фунтов. Смерть пикапа Тесла оказывает Тесла имеет широкую базу поклонников, клиентов и людей, которые попадают в обе категории. Они имеют тенденцию быть творческой, совместной группой. И когда мы приближаемся к раскрытию Cybertruck, они совершенно безумны, пытаясь угадать, как это выглядит. Просто сделайте поиск изображений Google для «пикапа Тесла» перед событием в четверг вечером, и вы поймете, что я имею в виду. Там не было конца им. Это должно было произойти, тем более что это первый действительно новый дизайн, который мы увидели в Tesla за два года. В некотором смысле это было хорошим напоминанием о том, сколько времени и усилий уходит на реальный автомобильный дизайн, потому что большинство из них выглядят как недоделанные, наполовину неудачные попытки Photoshop. Ожидать неожидаемое Это Элон Маск, о котором мы говорим. Человек, который опубликовал твит, который в конечном итоге обошелся в 40 миллионов долларов. Парень, который основал компанию по добыче туннелей, сидя в пробке. Общее эмпирическое правило с ним заключается в том, что всегда есть шансы выйти за рамки сценария, когда он говорит публике. "У мускуса есть образец отхода от сценария" Он мог дразнить еще один новый продукт Тесла. Или он мог бы сделать грандиозное заявление о том, что Тесла Кибертрукс бродит по марсианской поверхности через четыре года. Источник :theverge.com

Обзор iPhone 11: сочетание цены, возможностей и качества

В прошлом году Apple представила iPhone XR как «доступное» предложение в своей новой линейке iPhone. Нам очень понравился XR, и мы даже сказали, что это может быть лучший iPhone, который когда-либо делал Apple. Следствием iPhone XR является новый iPhone 11, и тот факт, что Apple решила благословить эту модель названием «iPhone 11», а не называть его чем-то вроде iPhone 11R, многое говорит о том, где компания позиционирует телефон. Но может ли этот телефон нести бремя быть известным как iPhone 11? На самом деле, это может. Удовлетворительное повышение скорости, настройка двух камер и длительное время автономной работы делают iPhone 11 даже лучше, чем прошлогодний iPhone XR. И учитывая его относительно низкую цену, это, вероятно, лучший новый iPhone для большинства людей. Улучшения камеры Отличительной чертой iPhone 11 является его 12-мегапиксельная двойная камера. Похоже, что Apple решила, что с телефонами этого года они сделают камеру ударно намеренно привлекательной. Единственная камера iPhone XR едва заметна, а дизайн удвоенной камеры iPhone XS не заставит вас задуматься о том, как она выглядит. Но двойная камера iPhone 11 требует вашего внимания и кричит: «Улыбайся! Вы на камеру! iphone xr iphone 11 камеры IPhone XR (слева) имеет одну широкую камеру. IPhone 11 (справа) имеет широкие и сверхширокие камеры. У iPhone 11 есть широкая камера, такая же, как на iPhone XR, но вторая камера iPhone 11 - это сверхширокая камера с 2-кратным увеличением, позволяющая вам снимать больше в любой среде, в которой вы снимаете. Эти две камеры также есть на iPhone 11 Pro, который добавляет третью телеобъектив для увеличения. Сверхширокий - это отличное дополнение, обеспечивающее еще большую гибкость при съемке фотографий. К счастью, Apple позволяет легко переключаться между широким и ультра широким диапазоном. При создании кадра в приложении «Камера» в нижней части рамки изображения появляется кнопка 1x, что означает, что используется широкая камера. Нажмите эту кнопку, и телефон переключится на сверхширокую камеру, и кнопка 1x станет кнопкой 0,5x. Нажмите кнопку еще раз, чтобы переключиться обратно. Кроме того, когда вы находитесь в режиме 1-кратного обзора камеры, вы получите предварительный просмотр того, как будет выглядеть сверхширокий снимок 0,5x. телефон шириной 11 фресок Снято на камеру iPhone 11 1x шириной. Приложение для камеры iphone 11 с широким видоискателем При использовании широкоугольной камеры вы можете увидеть предварительный просмотр сверхширокого обзора, не переключаясь на сверхширокую камеру. телефон 11 росписи ультра широкий Полученное изображение с помощью ультраширокой камеры iPhone 11. С точки зрения фактического качества изображения, как широкие, так и ультраширокие дают великолепно выглядящие фотографии. Цвета точные, а камеры обеспечивают потрясающий уровень детализации и четкости изображения. Конечно, мы говорили то же самое о предыдущих iPhone, и это все еще верно в отношении iPhone 11. Но эксклюзивно для iPhone 11 (и 11 Pro) - это новый ночной режим, который полностью обновляет игру Apple для съемки при слабом освещении. Действительно, если вы ищете только одну причину, чтобы купить новый iPhone, это, вероятно, это. Ночной режим снимает изображения, снятые в темноте, и использует программную обработку для выявления деталей, которые в противном случае были бы потеряны. У нас есть подробности о том, как использовать ночной режим и как он работает, в отдельной статье. Улучшение при слабом освещении было доступно в телефонах Android, и, наконец, на iPhone, и оно работает очень хорошо. Наше родственное издание PCWorld даже обнаружило, что ночной режим Apple лучше, чем версия Android. Итог: это полезная функция, которая дает отличные результаты. iphone 11 ночной режим перед Снято без использования ночного режима. iphone 11 ночной режим после Снято с активным ночным режимом. Каково это снимать в ночном режиме.Единственная проблема, с которой я столкнулся с задней камерой iPhone 11, - это отсутствие оптического зума. Как и в случае с iPhone XR, iPhone 11 имеет только цифровой зум, вплоть до 5-кратного. В некоторых случаях, особенно когда вы проходите цифровое увеличение с увеличением 2х, вы получаете заметный шум изображения, что делает неприглядную фотографию. Так что, если вы мне нравитесь и часто пользуетесь зумом, вам нужно переосмыслить то, как вы используете его на iPhone 11. камера iphone 11 крупным планом У камеры iPhone 11 нет оптического зума, хотя он предлагает 5-кратный цифровой зум. Стоит отметить, что Apple наконец-то обновила фронтальную камеру TrueDepth, с 7-мегапиксельной камеры, которая снимает видео 1080p / 60fps, до 12-мегапиксельной камеры, которая снимает видеокамеру 4K / 60fps. А передняя камера может записывать замедленное видео, которое ранее было недоступно. Так что да. Давайте посмотрим, сможет ли Apple сделать «обман». Быстрый телефон становится еще быстрее В основе iPhone 11 лежит новый процессор A13 Bionic, преемник A12 Bionic, который есть в iPhone XR. A12 Bionic - впечатляющий чип, так что же делает A13 Bionic, чтобы продолжить его? При производительности процессора выигрыш скромный. В тестах Geekbench 5 iPhone 11 продемонстрировал 14-процентное увеличение производительности одноядерного процессора по сравнению с iPhone XR, в то время как производительность многоядерных процессоров подскочила на 18%. Geekbench 5 Iphone 11 XR Результаты являются баллами. Чем дольше бары / тем выше результаты, тем лучше. Нажмите, чтобы увеличить. В тестах, которые подчеркивают графическую производительность iPhone, iPhone 11 продемонстрировал более впечатляющие результаты по сравнению с iPhone XR. В тесте 3DMark Sling Shot iPhone 11 был на 29 процентов быстрее в тестах Sling Shot Extreme и Sling Shot Extreme Unlimited. В тесте 3D Stark Ice Storm Unlimited iPhone 11 был на 20 процентов быстрее. 3dmark рогатка iphone 11 xr Результаты являются баллами. Чем дольше бары / тем выше результаты, тем лучше. Нажмите, чтобы увеличить. 3dmark icestorm iphone 11 xr Результаты являются баллами. Чем дольше бары / тем выше результаты, тем лучше. Нажмите, чтобы увеличить. Цифры показывают повышение производительности, но чувствует ли себя iPhone 11 быстрее, чем iPhone XR? Это наверняка так. При повседневном использовании iPhone 11 чувствует себя быстрее, приложения чувствуют, что они запускаются быстрее, а производительность графики в играх заметно снижается. Это даже верно при сравнении производительности с iPhone XS, который использует тот же процессор, что и iPhone XR. IPhone 11 имеет тот же процессор, что и iPhone 11 Pro, и результаты тестов в целом для этих телефонов соответствовали друг другу. Так что, по сути, за несколько сотен долларов вы можете получить такую ​​же производительность в iPhone 11, как и профессионалы. Если производительность является вашим главным соображением, это ценностное предложение, которое трудно игнорировать. Немного больше время автономной работы Apple утверждает, что батарея iPhone 11 емкостью 3046 мАч работает на один час дольше, чем батарея iPhone XR емкостью 2942 мАч, и вы можете получить до 17 часов воспроизведения видео, 10 часов потокового видео и 65 часов воспроизведения аудио. Примечательно, что Apple больше не предоставляет оценку того, что она назвала «время разговора (беспроводное)». Для iPhone XR это было 25 часов, и мы можем подсчитать, что вы можете получить до 26 часов на iPhone 11. Согласно Apple Например, более длительный срок службы батареи был достигнут за счет сочетания большей батареи и оптимизации программного и аппаратного обеспечения. Мы использовали тест Geekbench 4 Battery Life, чтобы измерить время автономной работы и сравнить его с другими iPhone. Результаты нашего теста показали, что iPhone 11 и iPhone XR имеют одинаковое время автономной работы. На самом деле, в нашем тестировании iPhone 11 продержался всего на несколько секунд дольше, чем iPhone XR. В нашем тесте Geekbench 4 Battery Life выполняются ресурсоемкие задачи (с выключенным затемнением экрана) до тех пор, пока батарея не разрядится, поэтому она не отражает реальное использование. Тем не менее, это эффективный способ последовательно тестировать разные телефоны. батарея iphone 11 xr Результаты раз в минутах. Чем дольше бары / тем выше результаты, тем лучше. Нажмите, чтобы увеличить.Во время ежедневного использования мне никогда не приходилось заряжать iPhone 11 до конца моего дня. Я думаю, что я более требовательный пользователь, чем большинство, потому что я играю в Pokémon Go во время моих поездок на работу и обратно, а также на прогулку с собаками. В мой самый трудный день (в субботу, прогуливаясь по парку Золотых Ворот в Сан-Франциско, играя в PoGo, наблюдая за футбольным матчем моего сына и используя навигацию по Apple Maps), я закончил день, когда осталось 24% заряда батареи. Совсем неплохо. Одним из основных недостатков в отношении срока службы батареи является прилагаемое зарядное устройство. Apple по-прежнему имеет маленькое медленное 5-ваттное зарядное устройство со своей младшей моделью iPhone. За 29 долларов вы можете купить адаптер питания USB-C на 18 Вт от Apple - тот же, что входит в комплект поставки iPhone 11 Pro. Обидно, что Apple не включает это зарядное устройство в базовую модель. IPhone 11 также поддерживает беспроводную зарядку, но вам придется приобретать беспроводное зарядное устройство Qi отдельно. Дизайн: не связывайтесь с тем, что работает Apple не сильно изменилась, когда дело доходит до промышленного дизайна. IPhone 11 очень похож на iPhone XR, с анодированными алюминиевыми боковинами, выемкой дисплея и стеклянной задней панелью, доступной в черном, зеленом, фиолетовом, белом, желтом и (Product) Red. Тем не менее, цветовая гамма в этом году отличается: Apple решила использовать пастельные оттенки, более тонкие, чем яркие цвета XR. ободок iphone 11 Лицевая панель iPhone 11 (справа) толще, чем лицевая панель на OLED-телефонах, например iPhone 11 Pro Max (слева). IPhone 11 по-прежнему оснащен черными рамками, которые толще, чем у айфонов с OLED-дисплеями. И до тех пор, пока эта модель продолжает использовать ЖК-дисплей (более дешевая деталь, чем OLED в модели Pro), более толстые лицевые панели сохранятся, чтобы помочь остановить утечку света. Имейте в виду, я не нашел ободряющих рамок. На самом деле, я фактически не замечал их, пока они мне не указали. Наиболее заметным изменением дизайна между iPhone 11 и iPhone XR (помимо цветов и неровностей камеры) является размещение логотипа Apple, который теперь находится по центру, а не около камеры.

SON XƏBƏRLƏR

Ən son xəbərləri səhifəmizdən də izləyin